Список наиболее часто-задаваемых вопросов
Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) (основание – п. 6 Приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. N 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» . Диспансерное наблюдение организуется при наличии установленного наркологического диагноза, при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Наблюдение врачом-психиатром-наркологом пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. N 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (далее – Приказ).
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
1. наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10*(6) — Flx.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ*(6-1);
2. наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 — Flx.l) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае:
- смерти пациента;
- изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (на основании письменного заявления пациента об изменении места жительства в целях прекращения диспансерного наблюдения в медицинской организации);
- письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
В соответствии с приказом МЗ РФ от 30.12.15г. №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия.
Гражданин вправе отказаться от диспансерного наблюдения. При отказе пациента от медицинского динамического наблюдения, оформленного в установленном порядке, медицинское динамическое наблюдение осуществляться не может.
Следует иметь в виду, что занятие определенными видами деятельности лицами, в отношении которых установлен диагноз алкоголизм, наркомания или токсикомания невозможно (в рамках приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», включая владение оружием и управление транспортными средствами). Допуск к таким видам деятельности может быть разрешен после «снятия» наркологического диагноза, что возможно только после стойкой ремиссии в течение 3-х лет, подтвержденной медицинским динамическим наблюдением.
Согласно п. 5 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств (приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения России от 15 июня 2015 года № 344н) «Медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)».
Согласно п. 9 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения России от 30.06.2016 года № 441н) «медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счет средств граждан». Данный вид освидетельствования не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи включены следующие виды осмотров и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц,
- желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Статьёй 16 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что оказание медицинской помощи ветеранам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья (ст.ст. 2, 32 закона).
В свою очередь, совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (в том числе получение справки и т.д.) — является медицинским освидетельствованием (ст. 65 закона).
Согласно п. 9 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения России от 30.06.2016 года № 441н) «медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счет средств граждан».
Приказ Министерства здравоохранения России разработан с учетом социальной значимости последствий выдачи разрешений на ношение, приобретение, использование оружия лицами, получающими такие справки.
Платность любых проводимых в рамках медицинского освидетельствования медицинских обследований (включающих в себя проведение химико-токсикологических исследований) объясняется тем, что само ношение, приобретение, использование оружия не является неотъемлемым правом каждого человека и не охраняется законом. Это право реализуется на усмотрение гражданина.
Таким образом, медицинские освидетельствования, не входящие в программу госгарантий и не являющиеся частью ежегодной диспансеризации, именно в связи с этим, предоставляются всем категориям граждан платно и без предоставления каких-либо льгот.
Кроме того, статьями 13–21 ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки различным категориям ветеранов, в число которых предоставление льготы при оплате медицинских освидетельствований также не включено.